Poster
Первый Оскар

20 апреля 2022

 

  • В основе фильма режиссера Сергея Мокрицкого – уникальная реальная история съемок осенью-зимой 1941 г. фильма, развенчавшего миф о непобедимости армии Гитлера, – документального фильма Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецких войск под Москвой». А также удивительная история битвы за советскую картину легендарного голливудского продюсера Дэвида О. Селзника, бросившего вызов Американской академии кинематографических искусств и наук и собственному тестю, всемогущему Луису Б. Майеру, одному из основателей «Оскара». Именно Селзник на оскаровской церемонии в 1943 г. объявил победителя в новой номинации – Лучший документальный фильм. Из 25 фильмов-претендентов победителями были названы 4 ленты – две короткометражки, американская картина «Прелюдия к войне» и «Разгром…» (в США советскую ленту адаптировали для проката и переименовали в «Moscow Strikes Back» – «Москва наносит ответный удар»).
  • Картина «Разгром немецких войск под Москвой» – первый в отечественном кино оскаровский лауреат. Сам первый отечественный «Оскар», гипсовая фигурка с латунной плашкой, долгие годы считался утраченным. Сегодня его можно увидеть в московском Музее Кино.
  • В реальности работу над фильмом «Разгром немецких войск под Москвой» вела киногруппа Западного фронта, насчитывавшая около 30 операторов. Им приходилось снимать в тяжелейших опасных условиях: морозы, из-за которых нередко отказывала аппаратура, непрерывные перемещения по огромной территории, необходимость регулярно возвращаться в Москву для передачи отснятого материала… Операторы получали ранения и погибали, стремясь зафиксировать на пленку уникальные кадры борьбы с оккупантами и свидетельства их страшных преступлений. К сожалению, история сохранила имена лишь 16 героев, работавших над фильмом.
  • Смонтирована картина была в рекордные сроки и уже в феврале 1942 г. вышла на столичных экранах. Всего за неделю ее посмотрели почти 500 тыс. московских зрителей. Вскоре ленту показывали уже по всей стране, а также за ее пределами: «Разгром…» увидели в 28 странах, в том числе 7 млн американцев и 9 млн англичан. «Мне кажется, фильм «Первый Оскар» будет интересен всем, кто не знает о существовании этой истории. А таких – большинство. Это очень яркое событие в истории Великой Отечественной войны. По сути, документальной лентой «Разгром немецких войск под Москвой» был разрушен миф о непобедимости немецких войск. Она показала, что можно сопротивляться. Благодаря ей мир вообще понял, что можно дать отпор», – считает исполнитель одной из главных ролей Тихон Жизневский.
  • По словам режиссера Сергея Мокрицкого, идею принесла продюсер и его жена Наталья Мокрицкая. «Наталья все правильно рассчитала: где-то внутренне я был готов снять подобный фильм, – вспоминает режиссер Сергей Мокрицкий. – Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – личная. Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941-1942 годов приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных Ясной поляны и Музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» – таков был наказ фронтовым операторам Александра Довженко. И они снимали. Из кадров это великой Кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну».
  • Во ВГИКе мастером Сергея Мокрицкого был Александр Владимирович Гальперин. Во время войны он был фронтовым кинооператором, выполнял специальные задания Сталина. «И еще один наш мастер, Колошин Анатолий Александрович, также снимал войну. Они были прекрасными педагогами, отзывчивыми и искренними людьми, – продолжает Сергей Мокрицкий. – Один из главных героев «Первого Оскара» носит фамилию Альперин, а отца главной героини зовут Александр Владимирович – таким образом я передаю поклон своему мастеру Александру Владимировичу Гальперину». «В русской литературе существует огромный пласт прекрасной фронтовой прозы. Всем известны ее авторы: Григорий Бакланов, Василь Быков, Борис Васильев, Василий Гроссман, Виктор Некрасов и другие. Многие фильмы показывают войну страшно и правдиво: «На войне как на войне» Виктора Трегубовича, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Иди и смотри» Элема Климова и другие. Но вот фильмов о кинооператорах на войне снято мало, – рассказывает Сергей Мокрицкий. – Все эти книги и фильмы служили для нас источником в работе над сценарием. А еще драматурги Максим Бударин и Юрий Ненев использовали книгу Фомина и Михайлова «Цена кадра». Этот уникальный труд, в котором собраны документы, приказы, докладные записки и письма фронтовых операторов, оказался бесценным для правдивого показа событий в нашем фильме. Но главным источником для нас был сам фильм «Разгром немецких войск под Москвой», структура которого нам подсказывала структуру «Первого Оскара». Режиссерам фильма «Разгром немецкий войск под Москвой» Илье Копалину и Леониду Варламову удалось талантливо организовать съемочный материал фронтовых кинооператоров. Фильм получил признание зрителей и в Советском Союзе, и за рубежом. Впервые в истории советского кино фильм совершенно заслуженно получил «Оскар».
  • В главных ролях в фильме «Первый Оскар» снялись молодые звезды Тихон Жизневский («Майор Гром: Чумной доктор», «Огонь», «Топи»), Антон Момот («Братство») и Дарья Жовнер («Теснота», «Доктор Лиза», «Медиатор»). Также в фильме сыграли зарубежные актеры – номинант на премию «Оскар» Майкл Лернер («Бартон Финк») и ОстинБэсис (сериалы «Родина», «Люцифер», «Красавица и чудовище»). «Для меня выбор актеров всегда мучительное и ответственное мероприятие, – признается режиссер Сергей Мокрицкий. – Исполнители главных ролей Дарья Жовнер, Антон Момот и Тихон Жизневский подошли к работе ответственно и творчески. Несмотря на морозы, на физически тяжелые и порой опасные съемки, работать с ними было легко. Сейчас трудно предугадать реакцию главного нашего судьи – зрителя. Но совесть нашей съемочной группы чиста. Все без исключения члены коллектива «Первого Оскара» самоотверженно работали и во время сильных морозов, и во время обильных снегопадов».
  • Съемки фильма проходили в очень непростых условиях: при сильном морозе, пронизывающем ветре, в глубоких сугробах. «Да, на некоторых сменах температура опускалась чуть ли не до -35. Было сложно, но от этого еще интереснее», – говорит Дарья Жовнер. «Мы снимали в полях, в окопах. Условия были очень непростыми: ночь, мороз. Но не могу сказать, что мне было очень сложно. А вот Дарья Жовнер, конечно, героиня. У нее иней был на волосах от команды «Мотор» до команды «Стоп» в кадре, – подхватывает Тихон Жизневский. – Даша для меня вообще открытие. Она очень упертая, она абсолютно не обращала внимания на все эти трудности, Даша готова была чуть ли не умереть ради кино. Она очень глубокий и очень ответственный человек». Антон Момот признается, что ему тоже не составило труда работать в таких условиях. «У меня была пара смен действительно очень холодных. Но это не критично. Но кому действительно было сложно, так это актерам массовых сцен. Они буквально в одних шинелях по полчаса лежали на холодной земле», – вспоминает Антон Момот. Преодолевать артистам все эти сложные погодные условия на съемках и достичь нужной атмосферы помогал режиссер Сергей Мокрицкий. «Это моя первая работа с Сергеем Евгеньевичем. Сначала было сложновато, я не понимал, что именно он от меня хочет. Но потом мы нашли общий язык и баланс», – говорит Тихон Жизневский. «Я тоже впервые работал с Сергеем Евгеньевичем. То, как он разводит сцены и как строит съемочный процесс, – нечто невероятное. Я с таким не сталкивался, – подхватывает Антон Момот. – Он как бывший оператор смотрит через кадр. Для него важно, чтобы картинка сложилась и по-актерски, и художественно. Это какой-то другой уровень координации. Но он так четко ставит задачи, что было очень интересно работать». «Сергей Евгеньевич – очень живой режиссер, внутренне очень подвижный. Он может в любой момент радикально поменять тебе актерскую задачу, и ты должна быть постоянно начеку, должна быть всегда включена – иначе не поймешь, чего он вот сейчас хочет от тебя добиться, – добавляет Дарья Жовнер. – Совершенно сумасшедший человек, никого безумнее я не знаю. При этом ироничный и страшно обаятельный. Встреча с ним – моя огромная удача».
  • «Сейчас очень много фильмов про войну, но здесь нет напускного героизма, нет категоричности, нет «мы правы, вы не правы». Мой герой спасает немецких солдат, он пацифист. Он не хочет быть орудием убийства, поэтому мне невероятно важен мой герой. Война – это запутанность. И нет ничего важнее человеческой жизни. Для меня это антивоенное кино», – говорит Антон Момот.
  • «Мне кажется, фильм «Первый Оскар» будет интересен всем, кто не знает о существовании этой истории. А таких – большинство. Это очень яркое событие в истории Великой Отечественной войны. По сути, документальной лентой «Разгром немецких войск под Москвой» был разрушен миф о непобедимости немецких войск. Она показала, что можно сопротивляться. Благодаря ей мир вообще понял, что можно дать отпор», – считает Тихон Жизневский. «Мы снимали фильм про войну, которая закончилась много лет назад, и мы не знали тогда, что наш фильм будет выходить в совсем другое время, когда в жизни все так страшно обострится. Это фильм о судьбе военных операторов, об их подвиге и о том, что люди с кинокамерами в руках могут сделать для мира не меньше, чем люди, вооруженные до зубов. Сегодня очень важно это понимать», – говорит Дарья Жовнер. «Фильм «Первый Оскар» – это фильм о любви. О любви к женщине, о любви к профессии. Работа кинооператора во время боевых действий крайне неуместна. Война и творчество – два разных полюса человеческой деятельности. Но потом, после войны, оказывается, что именно работа хроникеров является очень важной. Как же мучительно им было решать, что есть правда о войне – шеренги марширующих солдат или слезы медсестер и матерей. Но их глазами мы видим историю», – подытоживает Сергей Мокрицкий.